1. Данный практический Кодекс направлен на поддержку политики правительства по Гражданской хартии расширенного доступа к официальной информации (далее Гражданская хартия) и удовлетворение разумных (резонных) информационных запросов. Такой подход к раскрытию информации предполагает, что информация по общему правилу должна быть открыта, кроме тех случаев, когда ее раскрытие противоречит государственным и иным интересам, определенным во второй части данного Кодекса.
2. Цели Кодекса:
Эти цели уравновешиваются необходимостью:
3. В соответствие с исключениями, предусмотренными во второй части, Кодекс поручает министерствам (департаментам, ведомствам) и иным государственным органам под юрисдикцией парламентского уполномоченного по административным вопросам (омбудсмена):
I. публиковать данные и их анализ, которые Правительство оценило как существенные и значимые в ходе выработки важных политических решений; подобная информация становится доступной, после принятия такого рода решений;
II. публиковать или иным образом обнародовать в соответствие с Кодексом пояснительный материал к уже принятым решениям министерств, затрагивающим интересы широкой общественности (включая те постановления, процедуры, внутреннее уведомление должностных лиц и тому подобные официальные сведения, которые могли бы помочь лучше понять действия министерств, затрагивающие интересы широкой общественности), кроме тех случаев, когда их публикация может нанести ущерб делу, которое должно было бы остаться строго конфиденциальным в соответствие с нормами второй части Кодекса;
III. предоставить юридические мотивировки административных решений тем, кто от них пострадал;
IV. публиковать в соответствии с Гражданской хартией:
V. публиковать, в ответ на специальные запросы, информацию, имеющую отношение к проводимой ими политике, предпринимаемым ими действиям и принимаемым ими решениям, а также другие материалы, относящиеся к их сфере деятельности.
4. В отличие от предоставления аналитической информации министерства (департаменты, ведомства) не обязаны предоставлять в ответ на запрос уже опубликованные ранее документы. Кодекс не требует от министерств добывать информацию, которой они не владеют, предоставлять информацию, которая уже была опубликована, или давать информацию, предоставление которой входит в обязанности соответствующих служб (например, пресс-служб), кроме как через эти службы.
5. Информация предоставляется в разумные сроки. Контрольное время ответа на так называемые лёгкие информационные запросы составляет 20 рабочих дней после их получения. Этот срок может быть увеличен, если потребуется провести значительный поиск и сопоставление материала. В случае, если в соответствии с условиями Кодекса информация не может быть предоставлена, этому необходимо дать соответствующее объяснение.
6. Кодекс применяется к тем правительственным министерствам (департаментам, ведомствам) и другим организациям, которые находятся в пределах юрисдикции омбудсмена (как определено в приложении втором к Закону о статусе члена парламентского комитета от 1967 года). Кодекс применяется к органам министерств, а также к функциям, выполняемым от имени министерства или другого государственного органа иными подрядчиками (контрагентами).
Служба безопасности и Служба разведки не попадают в сферу действия настоящего Кодекса, то же самое касается полученной от них информации, или информации, имеющей какое-либо отношение к ним.
7. Министерства, учреждения и государственные органы готовят собственные расценки, определяющие размер платы за предоставление информации. Детали расценок за предоставление информации можно узнать, послав соответствующий запрос в министерства. Основу расценок составляет базовая цена за рассмотрение простого информационного запроса. При рассмотрении сложного запроса, требующего больших поисков или обработки и сопоставления информации, может быть назначена дополнительная цена в пределах разумного.
8. Данный Кодекс является нестатутным Актом и не может действовать вопреки нормам, содержащимся в соответствующих статутах, касающихся доступа к информации или документам (также он не может действовать вопреки запретам, установленным в статутах, устанавливающих ответственность за разглашение информации). Там, где поиск информации определяется установленным в соответствующем законе правомочием, эти правомочия имеют приоритет над нормами Кодекса. В Великобритании уже действуют конкретные законы, дающие право доступа к медицинским записям, а также к записям, касающимся здоровья и образования; к личным документам, хранящимся в ведомствах органов местной власти, отвечающих за социальное обслуживание и жилищное строительство; к персональным данным, хранящимся в электронном виде. Кроме того существует законодательно закрепленное право доступа к информации о состоянии окружающей среды. Контроль омбудсмена за реализацией такого рода прав (установленных в законах) не предусмотрен.
В «Белой книге» по вопросу открытого (гласного) правления закреплены два новых расширенных правомочия, касающихся доступа к информации:
В тех областях, где право доступа к информации сформулировано на уровне законопроекта, доступ к потребной информации может осуществляться в соответствие с Кодексом, однако в этом случае Кодекс не дает доступа к подлинным документам (оригиналам) или личным архивам.
9. Кодекс не предназначен для действий вопреки предписаниям закона о доступе к документам публичного характера, которым около 30 лет. По статье 12(3) Закона о статусе члена парламентского комитета от 1967 года от омбудсмена не требуется подвергать сомнению существо (достоинства) решения, если оно принято при правильном ведении дел правительственным министерством (департаментом, ведомством) или другой организацией при осуществлении их дискреционных прав. Решения по документам личного характера, принятые в Англии и Уэльсе Лордом-канцлером, или в Шотландии и Северной Ирландии министром, являются дискреционными решениями.
10. По общему правилу Кодекс применяется к отношениям в связи с информацией, имеющейся у структур правительства. К отношениям в связи с информацией, имеющейся у судов или содержащейся в судебных документах, он не применяется. (Понятие “суд” включает в себя трибуналы, судебные следствия и правоприменение (в) Северной Ирландии ведомством по судебным решениям). Однако существующая практика неразглашения случаев раскрытия информации перед судами, трибуналами и судебными следствиями продолжает действовать.
11. Жалобы на то, что не была предоставлена информация, которая должна быть предоставлена в соответствие с Кодексом, или на то, что были запрошены слишком высокие цены, в первую очередь должны быть поданы в соответствующее министерство (департамент, ведомство) или организацию, которые имеют к этому отношение. Если проситель остался неудовлетворенным их ответом, жалобы можно подать омбудсмену через члена Палаты Общин. Жалобы будут рассмотрены по усмотрению омбудсмена в соответствие с процессуальными нормами, предусмотренными в упоминавшемся (см. например ст. 6, 9) законе от 1967 года.
Следующие категории информации являются исключениями из обязательств данного Кодекса предоставлять информацию. В тех категориях, которые относятся к нанесению ущерба или созданию предубеждения, применяется положение о том, что информация может быть разглашена, если только ущерб от ее разглашения не перевешивает общественный интерес в том, чтобы информация была обнародована.
Ссылки на нанесение ущерба или создание компромата включают как действительное нанесение ущерба или создание компромата, так и риск или обоснованную вероятность того, что будет нанесен ущерб или создан компромат. В подобных случаях надо учитывать, перевешивает ли нанесение ущерба или создание компромата при разглашении информации общественный интерес в том, чтобы эта информация была обнародована.
Исключения не будут несправедливо толковаться по отношению к физическим лицам.
А) Информация, разглашение которой причинит ущерб национальной безопасности и обороне.
Б) Информация, разглашение которой причинит ущерб ведению внешних дел и международных отношений.
В) Информация, полученная в конфиденциальном порядке от иностранных правительств, иностранных судов или международных организаций.
Информация, разглашение которой причинит ущерб откровенности и прямоте внутренних переговоров, включая:
Информация, имеющая отношение к конфиденциальному сообщению между министрами и королевой или другими членами королевского двора, или имеющая отношение к конфиденциальным действиям Тайного совета.
А) Информация, разглашение которой причинит ущерб отправлению правосудия (включая справедливое судебное разбирательство), процессуальным действиям (судопроизводству) или судебным разбирательствам в любом трибунале, официальному расследованию или любому другому надлежаще оформленному расследованию (действительному или вероятному), или к разглашению которой прибегали, прибегают или будут прибегать в связи с (в процессе) подобными (х) процессуальными (х) действиями (й).
Б) Информация, разглашение которой причинит ущерб правоприменению или собственно отправлению правосудия (судопроизводству), включая предотвращение, расследование или раскрытие преступления, или арест или судебное преследование правонарушителей.
В) Информация, имеющая отношение к процессуальным действиям (судопроизводству) или судебным разбирательствам в любом трибунале, официальному расследованию или любому другому надлежаще оформленному расследованию, которое было завершено или прекращено, или имеющая отношение к расследованиям, которые закончились процессуальными действиями.
Г) Информация, защищенная привилегией на сохранение адвокатской тайны.
Д) Информация, разглашение которой причинит ущерб общественной безопасности или общественному порядку, или причинит ущерб охране какого-либо здания или карательного учреждения.
Е) Информация, разглашение которой может поставить под угрозу жизнь или состояние здоровья какого-либо человека, или разглашение которой может идентифицировать источник информации или содействия, оказанного в конфиденциальном порядке правоприменению или обеспечению безопасности.
Ж) Информация, разглашение которой увеличит вероятность нанесения ущерба окружающей среде или редким или вымирающим видам и их среде обитания.
Информация, имеющая отношение к вопросам иммиграции, национальной принадлежности, консульств и проверочной деятельности на въезде в страну . Однако подобная информация может быть предоставлена, но только не через доступ к личным досье и лишь там, где нет риска, что разглашение информации нанесёт ущерб эффективному осуществлению эммиграционного контроля или другим предписаниям закона.
А) Информация, разглашение которой может привести к нечестной наживе или выгоде или нанесет ущерб:
Б) Информация, разглашение которой причинит ущерб правильному и эффективному контролю за действиями министерства или другого государственного органа или органа власти, включая организации Государственной службы здравоохранения, или какого-либо иного регулирующего органа.
А) Личные досье (имеющие отношение к назначениям на публичные должности, а также к служащим органов государственной власти), включающие те, которые относятся к набору (найму), повышению в должности и проверке благонадежности.
Б) Переданная в конфиденциальном порядке информация, мнения и оценки в связи с пребыванием в публичной должности и назначениями на публичную должность, осуществленными министрами короны, королевской властью по совету министров или статутными должностными лицами.
В) Информация, мнения и оценки, переданные в связи с представлением к награде.
Информационные запросы, являющиеся мелочными или явно неразумными, или слишком общо сформулированными, или те, которые (из-за количества информации, которую нужно будет обработать или из-за необходимости собрать информацию из досье, которыми не пользуются на данный момент) потребуют неразумного отвлечения средств.
Уже опубликованная информация, или информация, которая скоро будет опубликована, или информация, опубликование которой может причинить вред, физический или финансовый, в случае, если материал должен быть объявлен или опубликован в соответствие с определенным планом, или такая возможность имеет место.
А) Информация, содержащая незаконченный анализ, исследование или статистику, там где ее разглашение может ввести в заблуждение или лишить владельца приоритета публикации, а также если его (владельца) информация может потерять коммерческую ценность.
Б) Информация, которая используется только для подготовки статистических данных или для завершения исследования, или для инспектирования в целях охраны здоровья и обеспечения безопасности (включая инспектирование на безопасность продуктов питания (на соответствие гигиеническому сертификату)), и которая относится к отдельным лицам, компаниям или изделиям, которые не будут указаны в отчетах об этом исследовании или инспектировании, или в опубликованных статистических данных.
Неоправданное разглашение личной информации о любом человеке (включая умершее лицо) третьей стороне или какое-либо другое ее разглашение, которое будет являться или может способствовать необоснованному нарушению права на частную жизнь.
Информация, включающая коммерческие тайны, производственные секреты или иные виды интеллектуальной собственности, неоправданное разглашение которой может нанести ущерб конкурирующему положению третьей стороны.
А) Имеющаяся информация, предоставленная в конфиденциальном порядке человеком, который:
Б) Информация, разглашение которой, без согласия человека, предоставившего ее, нанесет ущерб дальнейшей передаче подобной информации.
В) Предоставленная в конфиденциальном порядке медицинская информация, если ее разглашение субъекту может повредить его (ее) физическому или психическому здоровью, или если ее разглашение должно осуществляться только врачом.
А) Информация, разглашение которой запрещено каким-либо нормативным актом, постановлением, законом Европейского Сообщества или международным соглашением.
Б) Информация, опубликование которой нарушит депутатскую неприкосновенность.
Календарь мероприятий
Уважаемые коллеги и друзья! Мы с радостью сообщаем, что очередная партнерская конференция ЭОС «Весенний документооборот – 2022» состоится. Впервые в истории наших конференций встреча друзей-партнеров ЭОС пройдет на территории Сибири, в городе Красноярске.
С 23 по 27 мая мы будем обсуждать актуальные темы, подводить итоги работы партнерского сообщества. А также надеемся успеть увидеть местные достопримечательности и неформально пообщаться.
7 000 компаний